Существуют также системы открытого теплоснабжения, где горячая вода действительно поступает в кран из отопительного контура, и тогда пить ее нельзя.

В большинстве городов система отопления закрытая. Если вы не уверены, какая система в вашем городе, позвоните в ЖЭК и узнайте.

Если у вас в старом доме на старой батарее поставлен кран, это вовсе не значит, что система открытая, и тем более - что вы можете этим краном пользоваться. Нет, он предназначен для специалистов жилищных служб. А самовольное получение воды из закрытых систем теплоснабжения является ни много ни мало государственным хищением, то есть, преступлением, которое преследуется по закону. Ведь отопительная вода поступает к нам в дом не из Водоканала, а от энергетиков. А системы энергетиков спроектированы в расчёте на то, что попавшая в дом горячая вода (они вообще не именуют её водой - называют энергоносителем) в целости и сохранности возвратится обратно (только уже охлажденная), с тем чтобы ее снова нагрели и отправили в путешествие по теплотрассам. И если энергоноситель где-то теряется, то энергетики, конечно, ищут, кто, где и почему эту воду потерял.

В ряде деревень есть отопление, но нет горячего водоснабжения - то есть, горячая вода поступает из котельной только в батареи. Брать эту воду из батарей в таком случае также противозаконно. Кроме прочего, она непригодна к употреблению и может содержать в себе массу вредных веществ, ведь она в принципе не рассчитана на то, чтоб ее потребляли таким образом.
1.2. Из чего состоит плата за воду.

Плата за холодную воду состоит из двух компонентов: плата за водоснабжение и за водоотведение (канализацию). Эти деньги идут Водоканалу.

Плата за горячую воду (при закрытых системах отопления) включает в себя плюс к этому еще один компонент - плату за подогрев воды. Деньги за подогрев идут энергетикам.

При открытых системах отопления холодное водоснабжение оплачивают водоканалу, горячее водоснабжение - энергетикам, а водоотведение и холодной, и горячей воды - водоканалу.

Тарифы (стоимость литра или кубометра) и нормативы (среднее количество потребляемой воды) утверждаются и вводятся в действие региональной энергетической комиссией, главами или депутатами муниципальных образований и т.д. - в зависимости от того, как этот вопрос решен в каждом конкретном муниципальном образовании. Вообще, 16 сентября 2003 года был принят новый федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"1, который в том числе по-новому определяет и разграничивает ответственность за принятие подобных решений. Процесс перехода на новую систему должен продлиться до 2006 года.

Если у нас нет счетчика, мы умножаем тарифы на нормативы и получаем цифру оплаты. Если счетчик есть, то тарифы мы умножаем на показания счетчика.
1.3. Водосчетчики.

С помощью водосчетчиков (или, иначе говоря, расходомеров) ведется учет питьевой, сетевой и сточной воды (как холодной, так и горячей). По устройству механизма учета расхода воды водосчетчики подразделяются на тахометрические, электромагнитные, волюмометрические, ультразвуковые, комбинированные и счетчики перепада давления или диафрагменные.

Тахометрические водосчетчики

Все тахометрические водосчетчики включают в свое устройство механизм (тахометр), в котором поток воды вращает лопасти крыльчатого колеса или турбинки. Это вращение посредством зубчатой передачи сообщается счетному устройству, регистрирующему количество расходуемой воды. По дополнительным конструктивным особенностям все тахометрические водосчетчики разделяют на одноструйные, многоструйные и турбинные.

Многоструйные водосчетчики отличаются от одноструйных тем, что поток воды перед попаданием на лопасть крыльчатки делится на несколько струй. Благодаря этому значительно снижается погрешность измерения.

И многоструйные и одноструйные водосчетчики бывают к тому же "сухими" и "мокрыми". Счетчики мокрого типа - самые простые, в них счетное устройство от протекающего потока никак не изолировано. Они самые дешевые, но их нельзя применять для учета расхода воды, обильно загрязненной взвешенными механическими частицами. Поэтому в наших коммунальных системах они должны употребляться только вместе с фильтрами.

В счетчиках сухого типа счетный механизм герметично отделен от воды немагнитной перегородкой, благодаря чему на нем не образуется отложений взвешенных частиц. Передача же показаний с вращающейся крыльчатки или турбины на счетный механизм осуществляется с помощью закрепленного на них магнита. Подобное устройство делает счетчик пригодным для учета воды любой степени загрязнения, но в то же время значительно повышает его стоимость.

Компромиссное решение представляет собой "полусухой" счетчик, разработанный фирмой АВВ, которая придумала заполнить камеру счетного механизма вязким наполнителем, не смешивающимся с водой.

Еще одной конструктивной разновидностью счетчиков-тахометров являются комбинированные водосчетчики, в устройстве которых, как правило, сочетаются обычный крыльчатый счетчик и турбинный, размещенный на параллельной отводке. Но этот вид наших квартир уже не касается.

Обычный диаметр трубопровода, на котором устанавливаются одноструйные водосчетчики, - 15-20 мм (квартиры), многоструйные - 15-50 мм, турбинные - 40-500 мм. Если в Европе для поквартирного учета наиболее распространено использование одноструйных счетчиков, то в России из-за плохого качества воды встает вопрос о выборе между одноструйным и многоструйным прибором.

Также можно предполагать, что по мере продвижения реформы ЖКХ наибольшую популярность приобретут тахометрические водосчетчики с импульсным выходом. В таких приборах показания счетного механизма преобразуются в электрический сигнал и в цифровом виде могут передаваться и выводиться на конечное регистрирующее устройство (единый компьютеризированный пункт автоматического контроля). Подобные опыты уже мало-помалу будут внедряться в виде пилотных проектов, поэтому прежде чем установить счетчик, поинтересуйтесь (но не в ЖЭКе, а в службе заказчика или другой "головной" организации), не намечается ли какого-либо пилотного проекта в вашем районе.

Тахометрические счетчики широко распространены в поквартирном учете по двум основным причинам: это дешевизна и способность отслеживать минимальный расход воды. Но есть у тахометров и существенный недостаток: поскольку "вертушка" находится в самом потоке, то давление в системе немножко повышается. А теперь представьте, что будет, если так будет происходить в каждой из квартир большого дома.

Поэтому при строительстве новых домов в ряде случаев используются и другие водосчётчики, например, ультразвуковые. Они, кроме всего прочего, могут крепиться снаружи трубы со всеми вытекающими отсюда удобствами. Но они существенно дороже.

* Немного подробнее о методах измерения здесь >>> и ещё подробнее в журнале "Аква-терм", 2002, ноябрь.
1.4. Счетчики учета горячей воды

Для учета горячей воды используются такие же типы расходомеров, что и для холодной. Отличия заключаются в применяемых материалах и более высокой степени допустимой погрешности. По требованиям Госстандарта минимальный срок эксплуатации счетчиков горячей и холодной воды составляет 12 лет - с двумя обязательными поверками (межповерочный срок 5-6 лет) для холодной воды и тремя (межповерочный срок 4 года) для горячей. Все тахометрические счетчики для горячей воды обязательно сухого типа. В промышленности для учета горячей воды, где это необходимо, применяются электромагнитные и ультразвуковые расходомеры.
1.5. На что нужно обращать внимание при выборе водосчетчика?

Обращаем внимание на: точность; диапазон измерения; условия монтажа (какова указанная в документации длина минимального прямолинейного участка трубы для установки счетчика - и есть ли такой участок у нас дома, есть ли указания на особенности монтажа на вертикальных или наклонных трубах); срок службы; межповерочный интервал; условия эксплуатации прибора (время, влажность, запыленность); и, наконец, стоимость.

Как уже было сказано, для поквартирного учета наиболее часто используются тахометрические счетчики (в народе их могут еще назвать "вертушка", "крыльчатка"), простые или (при массовой установке) с импульсным выходом. Диаметром 15 мм. Кроме всего прочего, именно эти счетчики могут отслеживать слабый расход воды, который, как правило, не берут счетчики других типов. И вполне возможно, что если вы выберете другой тип расходомеров, то у вас могут возникнуть сложности по согласованию своего проекта. Хотя, если вы прибегнете к услугам специализированных организаций, они уладят все организационные проблемы без вашего участия. Но об этом ниже.

Что касается выбора производителя, то его продукция должна быть зарегистрирована в реестре средств измерений и допущена к применению на территории РФ, а также соответствовать требованиям нормативных документов Главгосэнергонадзора России. Об этом должен быть соответствующий сертификат Госстандарта, который покупатель имеет право запросить. Либо соответствующая информация указана в паспорте прибора. На сертификате написано "действителен до...", но нас это не должно пугать: по окончанию срока разработчик (производитель) этот сертификат периодически обновляет.
1.6. Установка водосчетчиков.

Водосчетчиков устанавливается сразу два: на холодную и на горячую воду. А если в вашей квартире раздельные стояки для кухни и ванной, то водосчетчиков понадобится сразу четыре.

Одновременно с каждым счётчиком нужно будет установить фильтр (подойдут простейшие сетчатые), а также запорный вентиль (шаровой кран): ведь приборы когда-нибудь понадобится снимать для ремонта или поверки, "разрывая" трубу. Всё это вместе образует водомерный узел.

Далее приглашаем для установки счетчика специалистов, имеющих лицензию на выполнение этих работ. На их "след" можно выйти, обратившись в службу заказчика, в городское управление ЖКХ, в энергосберегающие структуры, через газеты объявлений или через поиск в Интернете. Теоретически можно попробовать запросить такую информацию и в собственном ЖЭКе, но практически вы, скорей всего, найдёте там ужасно спешащего слесаря или недавно принятую на работу девочку-диспетчера, которые при случае только напустят туману и запутают вас.

Какие могут возникнуть дополнительные вопросы при установке приборов?

1. Может обнаружиться, что трубу нужно заменить, т.к. она "заросла" или проржавела (водосчетчик на заросшей трубе будет искажать показания).

2. Может понадобиться небольшая "переразводка", если к унитазу у вас идёт от стояка отдельная труба. Ведь эту воду тоже надо учитывать, стало быть, развилка к унитазу должна стоять после места врезки счетчика.

3. Обдумайте также вопрос ваших смесителей. При установленных водосчётчиках при неисправности смесителей вода будет капать прямиком из вашего кошелька, так что, если к тому есть надобность и возможность, удобно заменить одним махом и смеситель.

Установка одного водосчетчика обходится примерно в 1,5 тыс. рублей (включая разработку и согласование проекта, стоимость оборудования и работу).

1.7. Приемка в эксплуатацию и расчёты.

После того, как приборы установлены, нужно подать заявление в ЖЭК, чтобы вам прислали специалиста для приемки счетчика в эксплуатацию, который примет у вас счетчик и составит акт о приемке.

Если ЖЭК у вас "продвинутый" и уже имеет опыт в установке приборов учета, то особых проблем с этим быть не должно. Там же, в ЖЭКе, вам и объяснят, по каким квитанциям вы будете платить, как часто нужно будет снимать показания, кто будет это делать и т.д. Все эти правила вариативны, в разных местах принято поступать по-разному. Если же у вас есть сомнения в компетентности работников ЖЭКа, можно для уверенности обратиться к "правилам", "порядкам" и подобным документам, если в вашем городе или районе таковые существуют (если даже предположить, что в ЖЭКе о них ничего не знают, то в "Службе заказчика" или в городских структурах управления ЖКХ о таких "правилах" знать обязаны и смогут сказать, где эти правила достать).

Сложнее, если таких правил в вашем городе пока что не существует и каждый "пляшет кто во что горазд". Тогда придётся руководствоваться здравым смыслом. Удобнее всего это сделать, заполучив "правила" какого-то другого города: хотя у вас они не будут обязательными, но раз они где-то уже успешно применяются, значит, и у вас вполне возможно осуществить весь этот процесс по шагам, подробно в "правилах" прописанным. В поиске таких документов вам поможет интернет. Можете воспользоваться добротными и подробными правилами города Челябинска.
1.8. Обслуживание.

После того, как счётчик установлен и начал работу, встанет вопрос о его обслуживании. Ведь если при неисправности кранов и бачков можно вызвать из ЖЭКа обычного слесаря, то для работы с прибором нужен будет отдельный специалист.

В частности, фильтры нужно периодически чистить, а водосчетчики - периодически поверять. Частота очистки фильтров зависит от особенностей вашей воды, и чистить его можно самому.

Сложнее с поверкой. Межповерочный интервал разных моделей водосчетчиков составляет порядка 2-5 лет. Обычный срок - 3-4 года. Когда этот срок проходит, то показания счетчика уже не принимаются для финансовых расчётов, и необходимо, чтобы исправность и точность прибора была подтверждена при специальных испытаниях.

Кроме того, возможны (но, разумеется, это вовсе не правило) ситуации поломки счётчика, тогда для его починки необходимо приглашать лицензированную сервисную организацию. Об этом мы скажем ниже (после рассмотрения вопроса теплосчетчиков), а пока чуть подробней остановимся на вопросе поверки.
1.9. Что такое поверка?

Цель поверки - выяснить, выходит ли погрешность прибора за установленные нормативными документами границы или нет. Поверка бывает первичная, периодическая, внеочередная и инспекционная.

Первичную поверку производят на заводе, когда выпускают прибор в продажу - или после того, как прибор прошёл ремонт (т.е. он считается как бы заново сделанным). Результаты этой поверки действительны в течение межповерочного интервала. Это значит, что если вы покупаете прибор, выпущенный давненько, то он уже, так сказать, "несвежий", и вам его придётся скоро поверять - как только истечёт межповерочный интервал времени от даты выпуска.

Периодической поверке через определенные межповерочные интервалы подлежит каждый экземпляр, находящийся в эксплуатации (или на хранении). Пользователь должен представить на поверку средства измерения: расконсервированными, с техническим описанием, инструкцией по эксплуатации, паспортом или свидетельством о последней поверке и необходимыми комплектующими устройствами.

Внеочередная поверка производится при: - повреждении поверительного клейма; - в случае утраты свидетельства о поверке; - вводе в эксплуатацию средства измерения после длительного хранения (более одного межповерочного интервала); - при известном или предполагаемом ударном воздействии на средство измерения или неудовлетворительной его работе.

Инспекционная поверка осуществляется государственным метрологическим надзором, проводится в присутствии представителя проверяемого юридического или физического лица.

Порядок проведения поверки. Поверка средств измерений производится в соответствии с принятыми методиками. Если средство измерения признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается "Свидетельство о поверке". Если средство измерения по результатам поверки признано непригодным к применению, оттиск поверительного клейма гасится, "Свидетельство о поверке" аннулируется, владельцу выдается "Извещение о непригодности" или делается соответствующая запись в технической документации.

Кто может проводить поверку?

Поверительные клейма, подтверждающие или аннулирующие результаты поверки, применяют только аттестованные в качестве поверителей средств измерений сотрудники государственной метрологической службы, государственных научно-метрологических Центров или метрологической службы юридического лица, аккредитованной на право поверки.

О том, какие крупные производители или фирмы могут осуществлять поверку в вашем регионе, вы можете узнать в местном Центре стандартизации и метрологии (это государственная организация, ее координаты должны подсказать, например, в справочной телефонной службе). Как правило, такие организации в областных центрах можно пересчитать по пальцам, т.к. для поверки счетчиков-тахометров необходим проливочный стенд, а это удовольствие дорогое. Но сервисных фирм, берущихся осуществлять поверку, может быть гораздо больше: они просто возьмут ваши приборы и увезут их на поверку в соответствующую организацию.

Подробнее см. в списке литературы. >>>
1.10. Три вида организации работ.

А. Максимум самостоятельности плюс отдельные договора подряда.

Изучив все необходимые документы, жилец берет на себя максимум работ: сам ходит по всем инстанциям, может быть, даже сам врезает счетчик и выполняет другие возможные работы (а почему бы нет, если он сам в этом деле специалист). Сам выбирает, с какими организациями или людьми заключать договоры. Сам носит счётчик на поверку и сам нанимает специалистов по ремонту счетчиков, если что случится.

Разумеется, "не зная броду" соваться в это дело не стоит.

Б. Установка по договору подряда "под ключ", заключение договора на техобслуживание.

Жилец нанимает какую-нибудь фирму, выполняющую работы "под ключ", оплачивает все действия исполнителя работ (проект, закупка оборудования, монтаж, наладка). А потом заключает с этим исполнителем договор на техобслуживание за абонентскую плату. То есть, вы постоянно платите этой фирме какой-то взнос, а если что случится (пришел срок поверки, или показания счетчика стали вызывать у вас сомнения, или вы его нечаянно ударили и т.п.), просто звоните им по телефону, а дальше уже начинаются их заботы, а не ваши. Что именно обязуется делать фирма за абонентскую плату, будет прописано в конкретном договоре между вами и фирмой. Не поленитесь почитать его внимательно и не стесняйтесь добиваться ответа на все вопросы, какие у вас возникнут.

Можно, конечно, заключить договор на установку с одним исполнителем, на техобслуживание - с другим, если, предположим, первый в процессе работы вам не понравится. Но понятно, что лучше, чтобы кто ставил счетчик, тот за него потом и отвечал.

Внимание! Часто техобслуживание в народе называется сервисом, а организации, осуществляющие техобслуживание, - сервисными организациями. Но по большому счету настоящие сервисные организации представляют собой гораздо большее. Суть не в терминах (хоть горшком называй, только в печь не ставь), но нам надо знать и понимать, какой из двух видов сервиса подразумевается в каждом конкретном случае, и не путать их между собой.

В. Договоры возмездного оказания услуг, или энергосервис.

Третий вид работ касается, как правило, комплексных проектов, рассчитанных не на одну квартиру, а на дом или хотя бы подъезд, и охватывающих как приборы учета воды, так и тепла, и, возможно, электричества. Суть его в том, что на первом этапе работы (который может быть довольно продолжительным) жильцы платят по-прежнему или даже слегка больше (добавляется абонентская плата сервисной организации) - детали зависят от договора, который заключается между организацией и жильцами дома. Для начала сервисная организация устанавливает, если они ещё не установлены, приборы учета на сам дом, и начинает расплачиваться с поставщиком по приборам учета, а разницу в средствах оставляет себе. На эти вырученные средства компания постепенно закупает разное оборудование, ремонтирует, модернизирует дом, утепляет его; соответственно, плата поставщикам тепла становится ещё меньше, а в доме между тем повышается комфортность проживания. На втором этапе, когда самая масштабная работа по дому уже проведена, встает вопрос о том, чтобы и жильцы начали платить поменьше. При этом оплата каждой отдельной квартиры либо распределяется в каком-то процентном отношении, по договоренности, или же встает вопрос об установке поквартирных счетчиков.

Очевидно, что при комплексном подходе можно будет сделать гораздо больше, чем при индивидуальном. Например, не сможет же отдельный жилец в целях повышения комфорта проживания утеплить снаружи фасад здания, приходящийся на его "долю", или заменить в подвале старый бойлер, или промыть систему отопления и т.д. Тогда как получить подобный подарок из бюджета - чудо редкое, предвыборно-демонстрационное, и на него рассчитывать вовсе не приходится.

Удобно здесь и то, что сервисная организация решает все вопросы взаимоотношений с поставщиками, а это довольно большое дело.
Мифы о водопотреблении - ЧАСТЬ 1. УЧЕТ ВОДЫ.
MU OP Reftinsky

Поиск

MU OP Reftinsky
Меню сайта
Полезные ссылки
1.1. Разница между горячим водоснабжением и отоплением

Существует закрытая и открытая система теплоснабжения.

В закрытой системе теплоснабжения, как правило, подогрев воды происходит за счет того, что в бойлерной дома или центрального теплового пункта трубы энергетиков (по которым горячая вода приходит к нам в отопительные радиаторы) специальным образом соприкасаются с трубами водоканальщиков (по которым течёт очищенная питьевая вода). Вопреки распространённому в народе поверью, что холодная вода "чистая", а горячая "грязная" (непитьевая) - по сути и холодная, и горячая вода в таких системах притекают в дом по одной трубе и не имеют сколько-нибудь существенных различий. Другое дело, что из-за какой-то неисправности труб в бойлере может происходить смешение отопительной воды с питьевой, но это аварийная, а вовсе не нормальная ситуация. Для обнаружения таких ситуаций в отопительную воду время от времени добавляется краситель. И если у вас из крана вдруг потечёт цветная вода - конечно, не пользуйтесь ею при приготовлении пищи, набирайте телефон ЖЭКа и сообщайте об этом.
МУ ОП Рефтинское
Очистные сооружения
Фильтровальная станция
Иноватика
Грозит ли нам дефицит воды
Способы очистки воды
Вода которую мы пьем
Подземные воды
Чистота воды
Цена чистой воды
В Свердловской области
Водные проблемы
Вода из крана
Стегия развития Екатеринбурга
Физические свойства воды
Производство воды
Артезианская вода/скважина
Минеральные воды Кавказа
Почем сыр для ЖКХ
Пути повышения энергоэффективности
Мифы о водопотреблении
Пользовательское соглашение
Узнай свой IP адрес
Besucherzahler myspace.com
счетчик посещений
Яндекс.Погода
yahoopersonals counter gratis счетчик сайта
Сайт создан в системе uCoz